Gallart.ru - Галерея Ирины Алябьевой
Живопись, Постеры, Скульптура, Прикладное искусство, Сувениры, Фотография, Детские рисунки, Багетные рамки,Наша память, Галереи России
Перейти к экспозиции Электронная экспозиция
Количество работ: 5866
Количество авторов: 542
Поиск по сайту Gallart.Ru
Экспозиция Новости Информация Библиотека Выставочный зал Багет Блог Форум ENG

Иконопись эпохи династии Романовых. Собрание Виктора Бондаренко.

c 28 ноября 2008 по 13 января 2009 Москва
Спас Нерукотворный. Вторая половина XVIII века
Богоматерь «О, Всепетая Мати», с избранными святыми на полях. 1804 год. Григорий Павлов
Богоматерь Казанская. 1720 год. Феодот Феофанов Протопопов-Ухтомский.
Выставка икон из собрания В.А.Бондаренко является новой попыткой осмыслить развитие русской иконописи на протяжении трехсот лет правления последней российской династии – Дома Романовых. Проект, объединивший выставку в Третьяковской галерее и издание монографии по иконописи Нового Времени, вводит в реестр отечественного культурного наследия более двухсот прежде неизвестных произведений русского церковного искусства.

Проект «Иконопись эпохи династии Романовых» знакомит с искусством яркого и противоречивого периода русской истории и культуры, который длился с конца XVII века по начало XX века. Зрителям представлен результат многолетнего собирательского труда известного московского коллекционера Виктора Александровича Бондаренко. Значимость собранной им коллекции в том, что она сформирована на высочайшем профессиональном уровне, состоит из произведений музейного качества и открыта для научных исследований.

До сих пор на различных выставках «романовский» период в истории русской иконописи демонстрировали фрагментарно. Впервые отдельные образцы ее трехсотлетнего развития показаны столь полно, как это может позволить частное собрание. Большинство демонстрируемых икон относится к произведениям «личного благочестия». Многие из них дают замечательный пример сохранения многовековой традиции древнерусской иконописи в сочетании с новейшими тенденциями в искусстве своего времени. Словно зеркало, эти иконы отразили духовные и социальные перемены, связанные с уходом с исторической арены древней династии Рюриковичей, а вместе с ней Московской Руси, и воцарением в 1613 году династии Романовых. Особую ценность коллекции составляют различные варианты иконографии образа Богоматери, получившие в экспозиции отдельное пространство. Несомненным шедевром является образ Богоматери Грузинской, написанный изографом Оружейной палаты Московского Кремля Кириллом Улановым в 1690-е годы. Василием Улановым создано «Рождество Богоматери» (1715).

Доминантой выставки стала костромская икона середины XIX века «Богоматерь Феодоровская, с избранными святыми, со сказанием и чудесами от иконы». Протограф иконы – датируемый XIII веком чудотворный образ Богоматери Феодоровской – связан с избранием на царство Михаила Федоровича Романова. С тех пор икона почиталась в царствующем Доме как семейная, и с нее делалось множество списков. Среди образов христологического цикла примечательна композиция «Воскресение Христово», исполненная в 1803 году мастером из Великого Устюга Прокопием Соколовым. Икона относится к тому «течению» в русском церковном искусстве, которое в качестве образцов использовало западноевропейские гравюры. Группа икон изящного миниатюрного письма представляет важный пласт русского старообрядческого иконописания. В первую очередь, это иконы XVIII–XIX веков из знаменитого села Палех. В них проявилась очень интересная тенденция возрождения наиболее почитаемых «новгородских писем». Пример живого иконотворчества в годы Первой Мировой войны – икона «Явление Богоматери русским воинам» (1915–1916).

Образцом «документирования святыни» служит ратный образ «Богоматерь Казанская», исполненный М.Малютиным с чудотворной иконы Казанского собора в Москве. Как сообщает запись на оборотной стороне иконы-копии, она была освящена митрополитом Московским Филаретом 3 августа 1855 года «для отправления в город Севастополь храбрым воинам Российским». Одной из лучших в ряду немногочисленных повторений древнего чудотворного образа «Богоматерь Владимирская» является копия А.И.Брягина в размер подлинника. Созданная к международной выставке «Русские иконы», проходившей в 1929–1930 в Европе и США, она долго считалась утраченной.

В числе ста экспонатов – шедевры знаменитых иконописцев Гурия Никитина («Троица», 1690), Кирилла Уланова («Троица», 1721), Иосифа Чирикова («Святитель Порфирий, епископ Газский», конец XIX века), Алексея Тюлина («Господь Вседержитель», конец XIX века), Василия Гурьянова («Преподобные Онуфрий Великий и Петр Афонский», 1902), Михаила Дикарева («Иоанн Предтеча и преподобная Олимпиада», конец XIX – начало XIX века). Интересны и работы менее известных мастеров – Федора Астраханцева, Феодота Протопопова-Ухтомского и др.

Выставка является продолжением проекта В.А.Бондаренко, реализованного в стенах Третьяковской галереи пять лет назад под названием «И по плодам узнается древо. Иконы XV–XX века из собрания Виктора Бондаренко». Изданный в рамках нынешнего проекта фолиант содержит монографическое исследование иконописи данного периода и полный каталог икон XV–XX веков, собранных В.А.Бондаренко за последние десять лет. По замыслу коллекционера, это один из первых юбилейных проектов, посвященных 400-летию избрания и венчания на царство Михаила Федоровича Романова.

Пресс-показ – 27 ноября в 14.00

Вернисаж – 27 ноября в 16.00

Выставка открыта с 28 ноября

Лаврушинский, 12, Инженерный корпус, 2-й этаж

Аккредитация в пресс-службе ГТГ, тел.: 957 0792, тел./факс: 953 3375; е-mail: pr@tretyakov.ru

www.museum.ru/N35184
Ваше мнение »»

»» Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея" - Русская живопись XI - начала XX в.
Адрес: город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд: От ст. м. "Третьяковская", "Новокузнецкая"

Дата размещения: 25.11.2008

Есть желание получать свежие новости сайта Gallart.ru на электронную почту? Подпишись на рассылку!




Логин:
Пароль:
 



Gallart Форум
Новое на форуме:



Занимательное
БАУХАУЗ. Художественная мастерская Баухауз была основана архитектором Вальтером Гропиусом в Веймаре в 1919 году и стала центром современного дизайна в Германии 1920-х годов. Художник Алберс Джозеф "Посвящается квадрату"






GallArt.ru

    обмен ссылками
Gallart.ru. c 2002-2004 г. Все права защищены.
Проект Александра Майсова. Галерея Ирины Алябьевой.
Тел./факс (495) 983-01-97, м.тел. (495)506-12-83, e-mail: office@gallart.ru.




Вся информация на сайте защищена авторским правом. Любое полное или частичное копирование разрешено только с согласия собственника, при обязательном указании источника информации и ссылки на сайт.